Хотелось бы обсудить такую тему, как образовательный кризис в нашей стране. На мой взгляд, он объективно существует и угрожает дальнейшему развитию страны. Впрочем, некоторые элементы этого кризиса характерны не только для нашей страны, но и для мира в целом.
Главной проблемой (или проблемой №1) мне кажется ставка совеременного образования на знания, а не на развитие личности. То есть, если вспомнить о функциях образовательной системы, то главнымм из них будут - развитие интеллектуального аспекта, то есть знаний и умений (но при этом просто передача знаний и умений не является развитием как таковым), и развитие личностного аспекта, то есть развитие личности. На мой взгляд, наша современная система образования совершенно не учитывает второй момент - развитие личности. Ставка делается исключительно на интеллектуальное развитие, в то время как развитие личности является на самом деле основной задачей любой образовательной системы.
Вторая проблема - отсутствие должной мотивации у учащихся. Как известно, мотивации деляется на внутренние и внешние, а также на положителные и отрицательные (в эмоциональном смысле). Внутренняя мотивация - это удовлетворение от процесса учебной деятельности, т.н. жажда знаний. Я, честно сказать, в жизни таких людей почти не встречал. А если и встречал, то эта жажда была направлена в какую-то очень узкую область. То есть как реальный мотив для полноценного образования я это не воспринимаю. Психологически, конечно, важнее деление мотивов на положительные и отрицательные, но по-моему сейчас этого касаться ни к чему. Поэтому проблему №2 я сформулирую как отсутствие способности у государства и у общества создать эффективную внешнюю мотивацию обучения. Из психологических опытов известно (см., например опыты А.А.Реан или В.А.Якунин, Н.И.Мешков), что интеллектуальные способности и уровень успеваемости не коррелируют. Коррелирует лишь мотивация и уровень успеваемости. Поэтому мотивацию я считаю одной из важнейших проблем.
Проблема №3 касается, в основном, школьного образования. Это плохая управленческая деятельности в этой области. Как результат - перегрузка школьных программ (особенно в младших классах), удаление из программ действительно фундаментальных знаний (например в отношении математики это началось еще с маразмов Колмогорова по изменению школьного курса) и замене их ненужными и плохо усваиваемыми. Множество ненужных для школьника предметов, ведущих к перегрузке как эмоциональной, так и физической и, как следствие, плохое усвоение основных предметов, в которых наблюдается тенденция к наращиванию объема материала и темпов его изучения, что несовместимо с качественным восприятием информации.
Есть, конечно, и иные проблемы, которые я не упомянул, но я думаю, что эти основные и от их преодоления зависит успех нашего образования. Что скажете?