МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ОБКРАДЫВАЕТ ПАССАЖИРОВ С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По прошествии полугода после ввода одного из последних новшеств Московского Метрополитена - бесконтактной магнитной карты на 10, 20 и 60 поездок серии «Ультралайт», выяснилось не только то, что она оказалась удобной для пассажиров, существенно увеличив пропускную способность турникетов, но при этом и то, что в некоторых случаях такая карта служит хорошей ширмой для необоснованного изъятия части поездок, которых пассажир сам того не ведая иногда лишается.
Например, пассажир подходит к турникету и прислоняет карту к кругу. В большинстве случаев если у него положительное число поездок (1 или более), то загорается зеленый свет на индикаторе и пассажир может пройти через турникет. Но есть еще и редкие случаи, когда пассажир, прислоняя свою карту к турникету вместо зеленого сигнала все равно видит красный, то с большой долей вероятности можно считать, что неисправный автомат "съел" поездку пассажира. Легче всего такую ситуацию пассажиры замечают, когда у них остается одна или две поездки. Когда их 10-15 пассажир просто не обратит в спешке внимания на то, что турникет его не пропустил и прислонит карту к другому турникету. Но поездки при этом пассажир может лишиться. А если несколько раз прислонять карту к этому же автомату, он может "съесть" и не одну поездку.
Смешно и грустно, но к стимуляции последнего призывает и сам Метрополитен (см. http://www.mosmetro.ru/pages/page_3.php?id_page=93 или http://www.mosmetro.ru/pages/page_3.php … &loc=1). На вопрос: Что делать, если не сработала транспортная карта? - дается такой ответ: "В случае несрабатывания транспортной карты при проходе необходимо попытаться пройти через другой турникет. Если это окажется невозможным, то транспортную карту нужно проверить на информационном терминале, установленном в каждом вестибюле станций метрополитена. Если срок действия транспортной карты не истек, то необходимо обратится в любую кассу метрополитена к старшему кассиру." Т.е. прислонив карту к другому турникету и получив красный свет, пассажир лишается еще одной поездки. А если их было две, то стало нуль. И теперь обратившись в кассу к младшему или к старшему, или самому старшему из старших кассиров он получит один ответ - "у Вас пассажир не осталось поездок".
Самое плачевное в этой ситуации то, что пассажир никак не сможет доказать, что эта поездка у него была, а не что он, например, кого-то пропустил через турникет.
Во времена использования контактных карт на них фиксировались отметки о поездках и пассажир мог видеть - сколько у него осталось поездок. При этом не было отмечено случаев, чтобы автомат турникета зачел поездку (прописав на билете) и не дал зеленый свет для прохода. Теперь же все следы того (время прохода), что пассажир прошел через турникет или не прошел - только в центральной базе данных.
Ни в одной кассе Метрополитена помочь пассажиру ничем не смогут, поскольку могут сделать распечатку только на оставшееся число поездок. С одной стороны прав пассажир - он лишился поездки. С другой - правы и рядовые работники Метрополитена, которые могут сказать, что никаких данных о том, что пассажир прислонил карту и не прошел - нет. Может он и правда кого-то пропустил по своей карте, а теперь протестует.
По всем законодательным нормам, пассажир имеет право получить билет - свидетельствующий о поездке. В случае с картой этим билетом является фиксация на ней времени прохода пассажира через турникет. Но если этой фиксации нет, то доказать, что пассажир платил за поездку или нет может только оператор, имеющий доступ к центральной базе данных Метрополитена по обработки карт. Если любой пассажир подаст иск в суд - он без труда выиграет дело у Метрополитена и еще получит компенсацию за моральный вред и за расходы на адвоката. Но кому охота судиться из-за 10-16 рублей?
Понятно, что качать права ни один пассажир ради одной поездки не поедет, поскольку еще две минимум потратит на то, чтобы туда съездить, не говоря о потерянном времени и нервах. Поэтому жаловаться хоть и можно (телефон: (495) 688-02-61 "Пассажирское агентство"), но что это даст? Тем более, что дозвониться туда - день потратить - телефон постоянно занят. Например, жалоба одно из таких пассажиров до сих пор без ответа (http://www.mosmetro.ru/pages/page_11.ph … id_gb=4589). Уже многие пассажиры стали замечать, что если раньше им 60 поездок с лихвой хватало на месяц и еще оставалось, то теперь даже не хватает.
Вводимые в строй турникеты с автоматами, способными определять число поездок решают эту проблему лишь от части, поскольку они показывают лишь число оставшихся поездок, но опять нигде не фиксируют момент прохода. Зато когда они совсем заменят старые двухсигнальные турникеты "красный/зеленый" большинство пассажиров станет замечать "съеденные" поездки.
Возникает вопрос - не на эти ли самые "съеденные" поездки Метрополитен производит замену пропускных автоматов в турникетах? Или это служит компенсацией Метрополитену за пиратов, которые без проблем и всегда свободно торгуют на станциях массового входа пассажиров, - там где у касс выстраиваются большие очереди? Пираты продают две поездки за 30 руб., что дешевле, чем в кассе. Интересно, что поездки у пиратов рабочие, а у Метрополитена - "дырявые".
Пока пассажирам можно дать лишь рекомендации: не следовать советам Метрополитена типа http://www.mosmetro.ru/pages/page_3.php … amp;loc=1, где рекомендуется: "В случае, если при проходе зеленый сигнал не загорелся, а раздается звуковой сигнал и разрешения прохода нет (горит красный индикатор) необходимо, не отходя от турникета, повторно поднести карту к устройству контроля, убедиться, что загорелся зеленый сигнал, и пройти через турникет". Этот путь не работает в большинстве случаев - проверено. Только поездки потратите впустую.
А еще предпочтительно либо покупать старые контактные карты, либо проходить только через турникеты с новыми автоматами, которые показывают число поездок. Только этими способами можно избежать или на порядок снизить риск того, что поездки будут "съедаться".
А самый надежный путь - взять вахтера за руку, подвести к валидатору, показать сколько поездок осталось, и если затем автомат Вас не пропустит - снова подвести вахтера к валидатору и показать, что поездок стало меньше, а Вы - не прошли. Тогда Вас пропустят. Но кто этим способом будет пользоваться при массовом пассажиропотоке?
Дата публикации: 19 июля 2007
Источник: SciTecLibrary.ru