Конкретный вопрос
Я не математик, поэтому попробую сначала ответить с позиции физики, не разделяя, однако, её на теоретическую и экспериментальную, ибо подобное разделение несколько условно - одна часть не может существовать без другой. Представим на секунду, что бы случилось, если бы некто Шарль Огюстен Кулон в восемнадцатом веке вместо того, чтобы натирать шарики шерстью, пошёл с друзьями в бордель или в кабак? Ведь в натирании шариков нет ничего интересного. Также представим, что Ампер, живший примерно в то же время, посвятил свободное время праздным развлечениям. И так далее, вплоть до Михаила Осиповича Доливо-Добровольского - изобретателя системы трёхфазного тока. Ничего бы не произошло, электричество не было бы открыто и наша цивилизация представляла бы собой плачевное зрелище времён средневековья. Кто-то может возразить, что, мол, Кулон и Ампер занимались прикладными вещами, но в их время о практическом применении этого феномена не могло быть и речи, короче говоря, Ампер и Кулон развлекались ровно тем же, чем сейчас - физики в ЦЕРНе. Однако, их исследования, развиваясь в течение двухсот лет, привели к грандиозным переменам. Фундаментальные исследования сами по себе бесполезны. Они не принесут выгоды ни через год, ни через десять, ни, возможно, через сто лет. Но наши потомки будут нам благодарны.
Что касается собственно математики и, в частности, "высших её разделов" (топология, алгебраическая геометрия, абстрактная алгебра и проч.), то тут можно очень долго распространяться, но результат будет один: это абсолютно бесполезные исследования. С экономической точки зрения. Какой прок может быть, например, от уравнений Вейнгартена (аналог уравнений Френе для пространственных кривых)? Да никакого. Какие-то буковки..
Но, во-первых, математика есть инструмент физики и, вообще, едиинственный адекватный способ разговаривать с природой. Как говорил кто-то из древних: "Всё есть число." Во-вторых. Зачем студентам, изучающим, например, радиофизику, изучать математический анализ так подробно с формулировкой и доказательством всех теорем? Было бы достаточно практических навыков в дифференцировании и интегрировании с упором на формальную теорию рядов Фурье. Ответ таков: изучение математики развивает способность мыслить, ибо открывает глаза на действительную природу простых вещей. Все эти теоремы Кантора-Ролля-Лагранжа потом вылетят из головы навсегда, но перед этим сформируют в некоторую симметричную структуру, способность к аналитическому и синтетическому мышлению, которая потом несомненно пригодится в той же самой радиофизике. Как говорил один мой преподаватель математики: математик может реализовать себя где угодно, но не наоборот.
И в третьих. В науке всё связано. Нерешённая до сих пор гипотеза Римана о нулях какой-то там фунции (дзета-функции) скучна и безынтересна. Но почему-то один американский университет предлагает миллион долларов за доказательство её верности. Заметьте, за доказательство её неверности никакой премии не полагается и вот по какой причине: вся современная теория защиты информации базируется на теории чисел (скучная и бесполезная вещь с первого взгляда: какие-то там вычеты по модулям, сравнения и так далее). А гипотеза Римана очень тесно связана с теорией чисел. И если бы удалось доказать её неверность, то все современные алгоритмы шифрования можно было бы выкидывать на помойку. "Тонкие оценки" и "численная проверка первого миллиарда корней" указывают на то, что "гипотеза скорее всего верна". Скорее всего. А доказательства до сих пор нет :о)
Кто знает, может быть исследования в какой-нибудь суперабстрактной математической теории приведут нас к открытию принципиально новых источников энергии? Всё возможно.
Простите за сумбур, я весь день вымачивал гайки в ацетоне, надеясь реализовать холодный термоядерный синтез. Надышался паров, и теперь болит голова.