РЕДУКТОР

Объявление

На форуме можно записывать математические формулы! Установите Math player. Смотрите раздел "О форуме".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РЕДУКТОР » Естественные науки » Математика и ее приложения


Математика и ее приложения

Сообщений 31 страница 60 из 68

31

Самое смешное, что и я не особо уважаю высокий штиль. Но как-то вот написалось же. Если б Вы не обратили внимания, не знала бы, что такую фразу ввернула. Ну да ладно. Пусть остается.

Про госфинансирование для меня все ясно. Оно - единственный способ поддерживать и развивать науку и единственный шанс для страны оставаться цивилизованной. При этом разумная политика должна состоять в определенном доверии к тем, кто эту науку делает. Кстати, хотелось бы отметить, что паранаука и просто шарлатанство всех мастей чаще возникает там, где требуют непосредственного практического выхода от фундаментальных исследований.

Отредактировано n_y (16.09.07 23:48:39)

32

n_y написал(а):

Про госфинансирование для меня все ясно. Оно - единственный способ поддерживать и развивать науку и единственный шанс для страны оставаться цивилизованной.

Вероятно. Кстати, какая система финансирования работает "за бугром", вы не в курсе? А то я слышал столько разных версий...

n_y написал(а):

При этом разумная политика должна состоять в определенном доверии к тем, кто эту науку делает.

Я бы сказал, что она должна состоять в достижении взаимопонимания между теми, кто ее делает и теми, кто ее финансирует.

n_y написал(а):

Кстати, хотелось бы отметить, что паранаука и просто шарлатанство всех мастей чаще возникает там, где требуют непосредственного практического выхода от фундаментальных исследований.

Ну это и естественно. Хотя, по-моему, это утверждение работает только в одну сторону. То есть, если наука обещает быстрые и красивые результаты, то найдутся финансы, а если нет - то не факт, что государство не будет финансировать проекты, даже если они паранаучны.

p.s. Кстати о паранауке и о деньгах. Тут на форуме я где-то давно завел тему про торсионщиков, сейчас не помню где она. Но, короче говоря, однажды я посетил такое собрание ученых, которые не чураются связей с ними. Случилось это именно тогда, когда умер Акимов - почти отец торсионщиков (вместе с Шиповым). Меня удивлило то, что несмотря на все финансовые махинации, которые ему приписываются, похоронить этого человека было не на что и это собрание занималось тем, что собирало пожертвования. Казалось бы, хотя и кощунство, можно предположить, мол, посмертная такая псевдореабилитация, но, все ж таки, там собралось такое общество, которое совершенно не надо было в чем-либо убеждать. В общем, странно все это.

p.p.s. Если нет возражений, то я предлагаю перейти к пунктам 1 и 2.

33

Конкретный вопрос

Я не математик, поэтому попробую сначала ответить с позиции физики, не разделяя, однако, её на теоретическую и экспериментальную, ибо подобное разделение несколько условно - одна часть не может существовать без другой. Представим на секунду, что бы случилось, если бы некто Шарль Огюстен Кулон в восемнадцатом веке вместо того, чтобы натирать шарики шерстью, пошёл с друзьями в бордель или в кабак? Ведь в натирании шариков нет ничего интересного. Также представим, что Ампер, живший примерно в то же время, посвятил свободное время праздным развлечениям. И так далее, вплоть до Михаила Осиповича Доливо-Добровольского - изобретателя системы трёхфазного тока. Ничего бы не произошло, электричество не было бы открыто и наша цивилизация представляла бы собой плачевное зрелище времён средневековья. Кто-то может возразить, что, мол, Кулон и Ампер занимались прикладными вещами, но в их время  о практическом применении этого феномена не могло быть и речи, короче говоря, Ампер и Кулон развлекались ровно тем же, чем сейчас - физики в ЦЕРНе. Однако, их исследования, развиваясь в течение двухсот лет, привели к грандиозным переменам. Фундаментальные исследования сами по себе бесполезны. Они не принесут выгоды ни через год, ни через десять, ни, возможно, через сто лет. Но наши потомки будут нам благодарны.

Что касается собственно математики и, в частности, "высших её разделов" (топология, алгебраическая геометрия, абстрактная алгебра и проч.), то тут можно очень долго распространяться, но результат будет один: это абсолютно бесполезные исследования. С экономической точки зрения. Какой прок может быть, например, от уравнений Вейнгартена (аналог уравнений Френе для пространственных кривых)? Да никакого. Какие-то буковки..

Но, во-первых, математика есть инструмент физики и, вообще, едиинственный адекватный способ разговаривать с природой. Как говорил кто-то из древних: "Всё есть число." Во-вторых. Зачем студентам, изучающим, например, радиофизику, изучать математический анализ так подробно с формулировкой и доказательством всех теорем? Было бы достаточно практических навыков в дифференцировании и интегрировании с упором на формальную теорию рядов Фурье. Ответ таков: изучение математики развивает способность мыслить, ибо открывает глаза на действительную природу простых вещей. Все эти теоремы Кантора-Ролля-Лагранжа потом вылетят из головы навсегда, но перед этим сформируют в некоторую симметричную структуру, способность к аналитическому и синтетическому мышлению, которая потом несомненно пригодится в той же самой радиофизике. Как говорил один мой преподаватель математики: математик может реализовать себя где угодно, но не наоборот.

И в третьих. В науке всё связано. Нерешённая до сих пор гипотеза Римана о нулях какой-то там фунции (дзета-функции) скучна и безынтересна. Но почему-то один американский университет предлагает миллион долларов за доказательство её верности. Заметьте, за доказательство её неверности никакой премии не полагается и вот по какой причине: вся современная теория защиты информации базируется на теории чисел (скучная и бесполезная вещь с первого взгляда: какие-то там вычеты по модулям, сравнения и так далее). А гипотеза Римана очень тесно связана с теорией чисел. И если бы удалось доказать её неверность, то все современные алгоритмы шифрования можно было бы выкидывать на помойку. "Тонкие оценки" и "численная проверка первого миллиарда корней" указывают на то, что "гипотеза скорее всего верна". Скорее всего. А доказательства до сих пор нет :о)

Кто знает, может быть исследования в какой-нибудь суперабстрактной математической теории приведут нас к открытию принципиально новых источников энергии? Всё возможно.

Простите за сумбур, я весь день вымачивал гайки в ацетоне, надеясь реализовать холодный термоядерный синтез. Надышался паров, и теперь болит голова.

34

Yatkee написал(а):

Фундаментальные исследования сами по себе бесполезны. Они не принесут выгоды ни через год, ни через десять, ни, возможно, через сто лет. Но наши потомки будут нам благодарны.
Что касается собственно математики и, в частности, "высших её разделов" (топология, алгебраическая геометрия, абстрактная алгебра и проч.), то тут можно очень долго распространяться, но результат будет один: это абсолютно бесполезные исследования.

Ну а кто может дать какие-либо гарантии относительно того, что произойдет через 100-500 лет?!...А?

Ведь предшествующие поколения ученых, занимаясь геометрией или анализом, тоже считали, что эти вещи никому не пригодяться. Сначала был придуман ряд Фурье, а потом его стали активно использовать в оптике и радиоэлектронике...

Yatkee написал(а):

Все эти теоремы Кантора-Ролля-Лагранжа потом вылетят из головы навсегда, но перед этим сформируют в некоторую симметричную структуру, способность к аналитическому и синтетическому мышлению, которая потом несомненно пригодится в той же самой радиофизике.

А с этим полностью согласна :) .

35

Yatkee написал(а):

Фундаментальные исследования сами по себе бесполезны. Они не принесут выгоды ни через год, ни через десять, ни, возможно, через сто лет. Но наши потомки будут нам благодарны.

Возможно. Но я бы сказал, что это требует некоторого взвешивания. А, проще говоря, это не столь очевидно.

Yatkee написал(а):

Как говорил один мой преподаватель математики: математик может реализовать себя где угодно, но не наоборот.

Поверьте мне, так говорят представители абсолютно всех профессий. А уж сколько раз мне приходилось слышать это от инженеров... не счесть.

Но это все мелочи. Что я хочу еще сказать по всему тексту.

а) вы почему-то везде подчеркиваете, что, мол, математика это такая скучная штука. По-моему, отнюдь - одна из интереснейших наук. Хотя, тут, что называется, jedem das Seine.

б) про все эти утверждения о том, что что-то пригодится в будущем. Это все нетривиальные утверждения. Их верность доказать невозможно. Можно приводить кучу позитивных примеров столетней давности, но нужно отдавать себе отчет в том, что это была другая наука.
Лично мне они не нравятся в качестве обоснования. И не только мне. Правительству с краткосрочными планами развития (как наше) не нужны долгосрочные инвестиции. И поэтому лучше найти другую мотивацию. Я верю, что она есть. По крайней мере, должна быть.

p.s. Если никто давать ответ на вопрос №2, кроме стандартного, который все знают и который был на высоком уровне изложен Yatkee, не собирается, то предлагаю плавно переходить к вопросу №1. И в контексте первого вопроса уже можно будет затронуть вопросы №2 и №3 с новой точки зрения. Хотя, вынужден признать, что идея обсуждения вопросов в обратном порядке, пожалуй, наиболее рациональная с точки зрения раскрытия темы.

36

Rat написал(а):

Ну а кто может дать какие-либо гарантии относительно того, что произойдет через 100-500 лет?!...А?

Гарантии Вам могут дать только в РосГосСтрахе. А фундаментальные исследования могут оказаться абсолютно бесполезными. К примеру, гравитация: помимо ОТО существует ещё более ста (!) различных теорий. И большинство из них не подтверждается экспериментально. Получается, люди дурью маялись, так?

NORG написал(а):

Возможно. Но я бы сказал, что это требует некоторого взвешивания. А, проще говоря, это не столь очевидно.

Это даже далеко не очевидно.

NORG написал(а):

Лично мне они не нравятся в качестве обоснования. И не только мне. Правительству с краткосрочными планами развития (как наше) не нужны долгосрочные инвестиции.

Задача учёных не в том, чтобы формулировать эти мотивации. Задача учёных - заниматься наукой. Если у них нет возможности заниматься этим в России, то всегда найдётся другая страна, правительство которой думает иначе.

NORG написал(а):

вы почему-то везде подчеркиваете, что, мол, математика это такая скучная штука.

Это сарказм :о)

NORG написал(а):

про все эти утверждения о том, что что-то пригодится в будущем. Это все нетривиальные утверждения. Их верность доказать невозможно.

Как и их неверность. RTFM: Теорема Гёделя о неполноте :о)

NORG написал(а):

Можно приводить кучу позитивных примеров столетней давности, но нужно отдавать себе отчет в том, что это была другая наука.

Простите, не согласен. Наука есть наука. Чем исследования Максвелла и Герца отличались от исследований современных физиков? Или Вы считаете, что современная наука практически исчерпала себя?

37

NORG написал(а):

2. Конкретный вопрос. Возьмем конкретную науку - математику. У нее есть серьезный разрыв между теорией и практикой. Вообще, наука это странная. Если говорить только об области приложений, то она, безусловно, язык. Если говорить о ней самой, то она - мощнейшая наука. Здесь мы упираемся в вопрос №1. То есть какова реальная польза от человека, который занимается чистой математикой на высоком уровне? Вернее, лучше так - какова вероятность того, что от него будет польза обществу?

Попробую еще немного на эту тему. Математика, в той мере, в какой она опирается на выведенные из опыта аксиомы, является языком естественныз наук, в той мере, в которой не опирается, решает задачи логики и теории познания.

Именно поэтому польза от нее существует практически независимот от конкретных приложений. Это, с одной стороны, мерка того, на что вообще способен человеческий разум (не только ж в спорте рекорды ставить), с другой, она обеспечивает воспроизводство интеллектуальной среды, прослойки людей, которые хранят и воспроизводят знания, культуру мышления и саму способность к высшей интеллектуальной деятельности.

Проблема практической пользы, с моей точки зрения, надумана от начала до конца, во-первых из-за упомянутой уже дешевизны, во-вторых, из-за реально перепроизводства материальных ценнностей, в-третьих из-за ничтожно малой доли человечества, которые будут заниматься математикой (и наукой вообще), даже если создать для этоо идеальные условия и увеличить престижность, насколько это возможно. Это все равно, что переживать из-за траты народных денег на воздушных гимнастов в цирке, потому что их легкий хлеб отбивает у молодежи охоту идти на производство. Не пойдет нормальный человек ни в высшую математику, ни в цирк. Не пойдет просто потому, что не сможет.  А вот ликвидация школы - штука необратимая, обратно и захочешь, а никак.

Отредактировано n_y (23.09.07 01:25:27)

38

Yatkee написал(а):

А фундаментальные исследования могут оказаться абсолютно бесполезными. К примеру, гравитация: помимо ОТО существует ещё более ста (!) различных теорий. И большинство из них не подтверждается экспериментально. Получается, люди дурью маялись, так?

Ну смотря с каких позиций. Вообще говоря, да  :tomato: .

Yatkee написал(а):

Задача учёных не в том, чтобы формулировать эти мотивации. Задача учёных - заниматься наукой.

Кто-то должен этим заниматься. Перекладывание ответственности на других - вроде того, что "моя хата скраю" это, конечно, чисто по-русски. Но и ответить за это тоже рано или поздно придется. Я думаю, что уже ответили сполна, но то ли еще будет.

Yatkee написал(а):

Если у них нет возможности заниматься этим в России, то всегда найдётся другая страна, правительство которой думает иначе.

Правильно. Сбежим за границу, где уже стараниями других людей политическая почва для науки подготовлена. Сами не могём - на готовенькое убежим. Хааарошая позиция  :good: .

Yatkee написал(а):

Чем исследования Максвелла и Герца отличались от исследований современных физиков?

Масштабностью .

Yatkee написал(а):

Или Вы считаете, что современная наука практически исчерпала себя?

Я думаю, что у нее кризис, который должен скоро миновать и это должно охарактеризоваться некоторыми большими прорывами. Как, в принципе, было в начала ХХ века.

n_y написал(а):

в которой не опирается, решает задачи логики и теории познания.

Смелое заявление. А почему вы считаете, что математика решает задачи логики? Есть такая наука, называется "логика". Как вы думаете, чем она занимается?
А вот то, что математика решает задачи теории познания - утверждение очень сильное, которое уж если не доказательства, то очень серьезных комментариев требует.

n_y написал(а):

Это, с одной стороны, мерка того, на что вообще способен человеческий разум

А почему вы решили объявить данной меркой именно математику, а не что-либо еще? Например, чем вам в данном разрезе не нравится физика? Или, скажем, философия?

n_y написал(а):

с другой, она обеспечивает воспроизводство интеллектуальной среды, прослойки людей, которые хранят и воспроизводят знания, культуру мышления и саму способность к высшей интеллектуальной деятельности.

Опять же, интересно, почему именно математике вы отвели такую роль?

n_y написал(а):

Проблема практической пользы, с моей точки зрения, надумана от начала до конца

Практической пользы чего именно? Математики или науки вообще? Я просто не всегда понимаю о чем вы - ваш ответ гораздо шире, чем вопрос №2, т.е. затрагивает и вопрос №1 тоже.

n_y написал(а):

Не пойдет нормальный человек ни в высшую математику, ни в цирк. Не пойдет просто потому, что не сможет.

Хорошее завершение мысли :) Оказывается, все математики - ненормальные  :D . Я, конечно, готов согласиться насчет некоторой части - почти ежедневно я общаюсь с чистыми математиками, причем очень высокого разряда. Но чтобы все - нееет  ;)

39

NORG написал(а):
Yatkee написал(а):

Задача учёных не в том, чтобы формулировать эти мотивации. Задача учёных - заниматься наукой.

Кто-то должен этим заниматься. Перекладывание ответственности на других - вроде того, что "моя хата скраю" это, конечно, чисто по-русски. Но и ответить за это тоже рано или поздно придется. Я думаю, что уже ответили сполна, но то ли еще будет.

А я, пожалуй, согласна с Yatkee с единственным уточнением - речь об УЧЕНЫХ, а не обо всех нас, так или иначе связанных с исследовательской работой. Вырывать из науки Ученого - преступление, а вот обычные исследователи должны думать и об интерфейсе науки и тут есть чему поучиться у западных коллег, хотя ... еще вопрос, что бы они делали в нынешних постсоветских условиях.

NORG написал(а):
Yatkee написал(а):

Если у них нет возможности заниматься этим в России, то всегда найдётся другая страна, правительство которой думает иначе.

Правильно. Сбежим за границу, где уже стараниями других людей политическая почва для науки подготовлена. Сами не могём - на готовенькое убежим. Хааарошая позиция   .

Нормальная. Если человек по натуре не политик, а своей профессиональной квалификацией дорожит, то почему нет?

NORG написал(а):

Смелое заявление. А почему вы считаете, что математика решает задачи логики? Есть такая наука, называется "логика". Как вы думаете, чем она занимается?
А вот то, что математика решает задачи теории познания - утверждение очень сильное, которое уж если не доказательства, то очень серьезных комментариев требует.

Я неточно сформулировала , извините. Имела в виду не то, что математика и математики эти задачи прямо решают, а то, что ртазвитие математики на них неизбежно выводит.

Математика - потому, что про нее был разговор, она в каком-то смысле является самым чистым проявлением разума, хотя я легко соглашусь добавить сюда и теоретическую физику. Ну а про "нормального человека"  - там не медицинская нормальность имелась в виду, а в значении "как большинство". 

В общем, еще раз прошу прощения за неточности изложения.

Отредактировано n_y (22.09.07 00:24:04)

40

n_y написал(а):

Вырывать из науки Ученого - преступление, а вот обычные исследователи должны думать и об интерфейсе науки и тут есть чему поучиться у западных коллег

С этим я, само собой, согласен - я это и подразумевал, когда говорил. Но я также имел в виду то, что ученым пора оставить эту позицию, при которой они на все смотрят свысока - дайте, дайте, дайте, дайте. А если не дадут - то сволочи, мракобесы и вообще бандюги. Отношение потребителя.

n_y написал(а):

хотя ... еще вопрос, что бы они делали в нынешних постсоветских условиях.

Я думаю, что у них бы все получилось. Потому что они умеют делать из идей товар. А это самое ценное качество для научной сферы. У нас пока еще это мало кто умеет делать.

n_y написал(а):

Нормальная. Если человек по натуре не политик, а своей профессиональной квалификацией дорожит, то почему нет?

Наверное, потому, что это его родина. Конечно, сейчас модно говорить о всякой свободе - и многие ее действительно так и понимают, что, мол, что хочу - то и делаю. Сбежать за границу - это ведь продать свою родину - то есть продать свой талант потенциальному противнику. Если замкнуться на профессиональных качествах, то ничего плохого в этом нет. А если вспомнить о морали, о которой в наше время говорить неприлично, то за это, извините, расстреливать надо.

n_y написал(а):

Имела в виду не то, что математика и математики эти задачи прямо решают, а то, что развитие математики на них неизбежно выводит.

Ну это, собственно, то же утверждение, но в немного ослабленном виде. Я думаю, что здесь все же требуются комментарии. Например, вполне законны вопросы вроде: почему выводит? какие именно задачи имеются в виду? и вообще, какая связь между этим?

n_y написал(а):

Математика - потому, что про нее был разговор, она в каком-то смысле является самым чистым проявлением разума, хотя я легко соглашусь добавить сюда и теоретическую физику.

Что до меня, то физику, сколь угодно теоретическую, я бы сюда добавлять не стал, а вот философия, на мой взгляд, занимает в этом пространстве "чистого проявления разума" тоже большую роль.

________________________

Так вот, вернемся к нашим баранам. Раз мы крутимся на одном месте, то попробую сформулировать некий подвопрос. По крайней мере, до подробного обсуждения вопроса №1, имею на это некоторое право.

Сделаем одно логичное предположение: наука - средство достижения целей цивилизованного общества. Иными словами - основная цель науки - приложения. Сейчас или в будущем. Все остальные разговоры временно сочтем надуманными (собственно, они таковыми и являются до достаточно подробного обсуждения).

Итак, внимание - вопрос.
Почему развитие теоретической науки идет таким нерациональным путем? Сначала что-то придумали, а потом, лет через 50 - приложили. Но кто сказал, что когда это самое приложение понадобится, его не откроют под конкретную цель и гораздо в более сжатые сроки?

41

NORG написал(а):

Потому что они умеют делать из идей товар. А это самое ценное качество для научной сферы.

Категорически не согласна. Самое ценное качество исследователя - исследовать и понимать, все остальное - мишура. другое дело. что в науке всегда достаточно людей просто способных, которые могут (наряду с основной деятельностью) и другими проблемами заниматься, но все они (то есть, мы) ничего не стоим без нескольких на отрасль человек, которые реально создают новое. Мы все заменимы и перемещаемы, они - нет  и при всей недемократичности такой структуры, по-другому просто не будет ничего.

NORG написал(а):

Сбежать за границу - это ведь продать свою родину - то есть продать свой талант потенциальному противнику.

Опять не согласна, причем очень резко. Все военные противостояния - штука временная, а серьезные достижения науки в масштабах человечества приводят к увеличению продолжительности жизни, поэтому абсолютно неважно, где и кем они были сделаны.
А уж, коли речь о морали, то наши исследователи, уже довольно много лет ничего не должны государству. Людям, которые живут и работают в тех же или худших условиях - может быть, хотя скорее всего, тут все квиты, а госудаhству, то есть чиновникам - ничего, скорее, наоборот.

Об остальном немного позже.

Отредактировано n_y (23.09.07 01:28:35)

42

Yatkee написал(а):

Получается, люди дурью маялись, так?

Пока будем считать, что так.

Yatkee написал(а):

Если у них нет возможности заниматься этим в России, то всегда найдётся другая страна, правительство которой думает иначе.

А я считаю, что НАСТОЯЩИЙ ученый не побежит в другую страну на готовенькое. Это уж слишком назко и просто.

n_y написал(а):

Опять не согласна, причем очень резко. Все военные противостояния - штука временная, а серьезные достижэения науки в масштабах человечества приводят к увеличению продолжительности жизни, поэтому абсолютно неважно, где и кем они были сделаны.

А ядерная бомба тоже была сделана на благо человечества?! :D

43

n_y написал(а):

Самое ценное качество исследователя - исследовать и понимать, все остальное - мишура.

Вы меня, конечно, извините, но вот именнно поэтому вы и живете на свою зарплату. Кстати, вы так и не ответили, сколько же сейчас платят. Наверное, не больше 7-ми для с.н.с. Ну не считая грантов, конечно, на которые живет современный ученый, который занимается фундаментальными исследованиями.

n_y написал(а):

нескольких на отрасль человек, которые реально создают новое. Мы все заменимы и перемещаемы, они - нет  и при всей недемократичности такой структуры, по-другому просто не будет ничего.

Гении были и будут всегда и везде. Но причем же тут наука?

n_y написал(а):

Все военные противостояния - штука временная

Нет ничего более постоянного, чем временное, как известно. Военные противостояния идут всегда. Скрыто или явно. И на самом деле они во многом и координируют науку, в том числе и фундаментальную. И любое государство будет всегда, я подчеркиваю, всегда отдавать приоритет (в т.ч. финансовый) именно военным разработкам. И приоритет очень существенный.

n_y написал(а):

а серьезные достижения науки в масштабах человечества приводят к увеличению продолжительности жизни

Несомненно. Например, доказательство гипотезы Пуанкаре. Или решение общей проблемы Гильберта. А также создание ОТО.
Вы хотите сказать, что одна из целей науки - увеличение продолжительности жизни?

n_y написал(а):

А уж, коли речь о морали, то наши исследователи, уже довольно много лет ничего не должны государству. Людям, которые живут и работают в тех же или худших условиях - может быть, хотя скорее всего, тут все квиты, а государству, то есть чиновникам - ничего, скорее, наоборот.

Вот видите. Вы тоже рассматриваете все с позиции потребителя. Дайте-дайте-дайте. Как если бы заключенный требовал еды и винил во всем тюремное начальство во время всеобщего голода.
У нас в стране самое пассивное население. Никто ничего не хочет делать, чтобы исправить ситуацию. Но зато все очень недовольны и, как это принято, винят во всем государство. Фарс.

n_y написал(а):

Об остальном немного позже.

Ждем-с.

44

Ой ой ой. Столько всего сказано, что мне уже сложновато в эту тему влиться. Но попробую потихоньку.

NORG написал(а):

1. Мировоззренческий вопрос. Каковы цели и задачи науки? Тут, наверное, как минимум два ответа
  а) приложения.
  б) изучение мира. Это уходящее в философские дебри утверждение, но если мы будем его обсуждать в дальнейшем, то тогда я выскажу свою точку зрения. А если нет, то и не надо, наверное, пока время тратить.

Я считаю, что, в конечном счете, любая цель науки сводится к приложениям. И даже то, что вы поставили под пунктом б) тоже должно к ним сводиться, в конце концов. Иначе, зачем все это надо? Само по себе изучение мира довольно-таки бессмысленно, на мой взгляд.

NORG написал(а):

2. Конкретный вопрос. Возьмем конкретную науку - математику. У нее есть серьезный разрыв между теорией и практикой.

Я бы это назвал не столько разрывом, сколько ограниченной областью приложения математики. Не будет сильным преувеличением заявить, что большая часть прикладной математики - это те математические методы, которые развивались в XIX -начале XX веков. Да, конечно, появились новые взгляды, математика стала более формальной, почти предельно формальной. Но это ценно только для самой математики. Этого в некотором смысле потребовали те логические противоречия, которые были обнаружены внутри самой математики в начале ХХ века. И это во многом явилось причиной того, что современный математик замкнут внутри математики и поэтому не имеет ни времени, ни сил посмотреть, что происходит снаружи. И это будет продолжаться с все более нарастающей интенсивностью, потому что математика - бесконечна.

NORG написал(а):

То есть какова реальная польза от человека, который занимается чистой математикой на высоком уровне? Вернее, лучше так - какова вероятность того, что от него будет польза обществу? Безусловно, человек этот доставляет непосредственную пользу самому себе (и может быть, на этом следует замкнуться) и той науке, которую развивает (как правило). И тут упираемся в вопрос №3.

Я согласен с такой постановкой вопроса. Да, математик - это некий вольный художник. Кстати, одна из особенностей математики как науки - в свободе ее восприятия исследователем. Он может иметь на нее почти любой взгляд, существовать в этом мире, который он сам обставляет декорациями, подчас преобразующими саму науку. Математик - это художник в более узком смысле, конечно. Конечно, это очень приятное и увлекательное занятие, в которое многие рады погрузиться с головой. И очень удачно сложилось, что кто-то даже за это платит. Но все так привыкли к этому, что мало кто задумывается - а должно ли так быть? Я думаю, что нет. Шахматистам никто не платит зарплату. Они придумали свою форму - возвели в ранг спорта свое увлечение. Мое глубокое убеждение, как математика, состоит в том, что все важные для приложения открытия и теории были бы и будут созданы без всяких трудностей и без самих математиков - их создадут физики, инженеры и другие, причем именно тогда, когда им это будет нужно. Математика, именно математика "чистая" - это просто состояние души, полет мысли и даже штука сродни искусству. Но платить за это - лишь форма игры, которую смогли придумать и протащить математики и именно поэтому эта форма искусства существует и столь развита до сих пор. Думаю, что я ответил и на третий вопрос таким образом.

Прошу извинить меня за чрезмерную многословность. Но даже при этом я сумел ответить лишь на одно сообщение.

p.s. Я хотел бы обратиться к глубокоуважаемой n_y! Я прошу меня простить, но я, прочитав несколько ваших сообщений, так и не смог ясно понять вашей позиции относительно этого вопроса. Мне остался недоступным, в частности, ваш взгляд на смысл и функционирование фундаментальной науки. Не могли бы вы пояснить это более подробно?

45

Rat написал(а):

А я считаю, что НАСТОЯЩИЙ ученый не побежит в другую страну на готовенькое. Это уж слишком низко и просто.

Может, список таких ненастоящих составить? Там будут и очень серьезные люди.

Rat написал(а):

А ядерная бомба тоже была сделана на благо человечества?!

С моей точнки зрения, да, но это отдельная тема, скорее в политику (я про ядерное сдерживание, если кто не понял)

NORG написал(а):

n_y написал:
Самое ценное качество исследователя - исследовать и понимать, все остальное - мишура.

Вы меня, конечно, извините, но вот именнно поэтому вы и живете на свою зарплату. Кстати, вы так и не ответили, сколько же сейчас платят. Наверное, не больше 7-ми для с.н.с. Ну не считая грантов, конечно, на которые живет современный ученый, который занимается фундаментальными исследованиями.

Обижаете, восемь с половиной  :)

Гении были и будут всегда и везде. Но причем же тут наука?

Интересная постановка. Во-первых, я не про гениев, а про людей способных к собственно научному творчеству, а их, все же больше, чем гениев. Во-вторых, связь науки даже и с гениями как-то мне представляется бесспорной.

NORG написал(а):

Вы хотите сказать, что одна из целей науки - увеличение продолжительности жизни?

Не задач, а следствий. Так сказать, побочный продукт. На стадиии фундаментального исслдедования  важно одно - правильное понимание, а потом, если оно есть, уже в прикладных получится бомба, энегретика или лечение рака.

NORG написал(а):

Вот видите. Вы тоже рассматриваете все с позиции потребителя. Дайте-дайте-дайте. Как если бы заключенный требовал еды и винил во всем тюремное начальство во время всеобщего голода.
У нас в стране самое пассивное население. Никто ничего не хочет делать, чтобы исправить ситуацию. Но зато все очень недовольны и, как это принято, винят во всем государство. Фарс.

Вы не первый раз опускакетесь до личных оскорблений. Я, кажется, у Вас ничего не просила и с протянутой рукой не стояла.

Королев написал(а):

Мне остался недоступным, в частности, ваш взгляд на смысл и функционирование фундаментальной науки.

Алексей Брониславович,  Вам отвечу, что познание мира, и, в качестве главного приложения господства рационального знания - создание общества, где никого не жгут на кострах и возможно инакомыслие. Даже помимо всех остальных приложений, это дорогого стоит. Там, где действует иные, ненаучные, способы постижения истины, законы другие.

ЗЫ А ещ мне тошно от самоуничижения советской (прослойка), а теперь постсоветской интеллигенции. Люди, создающие заметную долю общего благосостояния, постоянно вынуждены оправдываться даже за получаемые копейки, да еще и слушать обвинения в потребительстве. Но это мимо темы, навеяло постом уважаемого администратора.

Отредактировано n_y (23.09.07 01:30:01)

46

n_y написал(а):

Обижаете, восемь с половиной

Ух ты! Растет наш научный потенциал, растет.

n_y написал(а):

Во-первых, я не про гениев, а про людей способных к собственно научному творчеству, а их, все же больше, чем гениев.

Ну это зависит от того, что называть гением. Да и вообще - гений - это весьма неопределенное понятие. Я бы сказал - расплывчатое.

n_y написал(а):

Во-вторых, связь науки даже и с гениями как-то мне представляется бесспорной.

А как же. Разумеется. Как и связь всего на свете фактически. Гений на то и гений. Наука, искусство и так далее - для них.

n_y написал(а):

На стадиии фундаментального исслдедования  важно одно - правильное понимание, а потом, если оно есть, уже в прикладных получится бомба, энегретика или лечение рака.

А почему не будет большего эффекта, если наоборот задачу поставить? В обратном порядке. Это я имею в виду тот подвопрос, который я сформулировал выше.

n_y написал(а):

Вы не первый раз опускакетесь до личных оскорблений.

В чем же здесь личное оскорбление?  :lol: 
Вы хотите сказать, что рассматриваете вопрос не с позиции потребителя? В вашем сообщении было все написано совершенно четко - кто там кому и что должен. Вы можете это называть как вам угодно, но суть от этого не меняется. И с каких пор и чем для вас оскорбительно слово потребитель, хотел бы я знать? Это вообще научный экономический термин.

47

NORG написал(а):

А почему не будет большего эффекта, если наоборот задачу поставить? В обратном порядке. Это я имею в виду тот подвопрос, который я сформулировал выше.

Будет. Вот Лысенко, например.

Отредактировано n_y (23.09.07 01:30:28)

48

n_y написал(а):

Будет. Вот Лысенко, например.

А при чем тут Лысенко? Поясните, пожалуйста, вашу мысль.

49

Так а что тут непонятного? Занимались люди далекими от народного хозяйства дрозофилами, а вместо этого начали заниматься повышением продуктивности сельского хозяйства.

50

n_y написал(а):

Так а что тут непонятного? Занимались люди далекими от народного хозяйства дрозофилами, а вместо этого начали заниматься повышением продуктивности сельского хозяйства.

Вы знаете, все равно до конца я не понимаю связи с моим вопросом. Я, честно говоря, не очень осведомлен об этой истории.

51

n_y написал(а):

Может, список таких ненастоящих составить? Там будут и очень серьезные люди.

Вам должно быть хорошо известно, что, будучи известным ученым, можно быть подлецом. Сколько раз я с этим сталкивался. И вы, как опытный ученый, несомненно, тоже.

n_y написал(а):

Алексей Брониславович,  Вам отвечу, что познание мира, и, в качестве главного приложения господства рационального знания - создание общества, где никого не жгут на кострах и возможно инакомыслие. Даже помимо всех остальных приложений, это дорогого стоит. Там, где действует иные, ненаучные, способы постижения истины, законы другие.

Глубокоуважаемая n_y!!!
Ведь это лишь слова. На кострах уже не жгли еще при господстве церкви. Кроме того, этого мы уже давно достигли, это раз. Два - я не берусь оценить насколько это положительный эффект. Быть может, он больше отрицательный. Но это уже другой вопрос. Я не хочу сказать, что я за всякие догмы - конечно, я рационалист. Но это не дает мне ни права, ни возможности утверждать, что рационализм - единственно верный подход. Однажды мне преподали суровый урок, и тогда я это понял со всей глубиной.

Уважаемая n_y, я, к никак не могу пробраться через потоки отвлеченных слов и услышать более четко вашу позицию. В частности, меня, как математика, интересует позиция в отношении чистой математики. Насколько я вас понял, по-вашему, это что-то эфемерное, метафизическое, ценное само по себе. То есть это получается просто игра с определениями, правилами и силлогизмами, не имеющая ни причины, ни цели. Эту характеристику при таком подходе можно экстраполировать на значительную часть фундаментальной науки.
Причем, в последнее время (ну для меня в последнее - это еще было в 60-е годы и ранее) наблюдается тенденция отождествлять фундаментальную науку и бессмысленные исследования. На мой взгляд, с этим надо бороться. Потому что порой люди занимаются тем, что решают какую-то задачу - вроде бы прикладную - но на самом деле никем не востребованную. Например, в нашей институтской библиотеке подобными статьями полки просто завалены. Это же натуральное пустозвонство. При этом считается нужным бороться с лженаукой, но отнюдь не с этим проявлением "науки" - хотя здесь налицо потеря государственных средств, ведь порой эти люди умудряются выбивать гранты на экспериментальные установки... Я этим просто до крайности возмущен.

Извините, опять много слов не по делу.

52

Итак, в связи с громогласным молчанием следует, наверное, подвести некоторую черту под этой дискуссией. Окончательная она или нет - это зависит от того, будет ли кто-то продолжать разговор.

Что лично я хочу сказать по поводу того, что здесь обсуждалось:

1. Я не увидел ни одного ответа ни на один из своих вопросов. Вернее ответы на 3ий вопрос был, но он не был подкреплен никакими аргументами; а что касается всего остального, то это просто махание руками.

2. Как таковой, мировоззренческий вопрос или вопрос №1 не обсуждался вообще, а были лишь некие естественные пересечения с остальными вопросами. Я вопросы расставил в логической последовательности, но ответы на них начались с другой стороны - по принципу, чем проще - тем лучше. Хотя отвечать на 2ой вопрос не имеет смысла без ответа на 1ый, ну а на 3ий без ответа на первые два.

3. Я, как и предупреждал, не высказал своего мнения. Я лишь высказывал замечания, которые мне показались вполне естественными, то есть я выполнял роль универсального оппонента, независимо от позиции высказывавшегося.

4. Рекомендую всем ознакомиться с разбором статьи С.П.Новикова - очень крупного математика современности.

53

n_y написал(а):

С моей точнки зрения, да, но это отдельная тема, скорее в политику (я про ядерное сдерживание, если кто не понял)

Ну почему же сразу в отдельную тему? Вы написали, что:

n_y написал(а):

а серьезные достижения науки в масштабах человечества приводят к увеличению продолжительности жизни, поэтому абсолютно неважно, где и кем они были сделаны.

Что ж тут в другую тему переносить? Ядерная бомба - достежение ОЧЕНЬ серьезное, а вот продолжительность жизни она не увеличила.

54

Rat написал(а):

Ядерная бомба - достежение ОЧЕНЬ серьезное

но все же не фундаметнальное, а прикладное. Фундаментальные тем и отличаются, что прикладных из них может быть много.

Rat написал(а):

а вот продолжительность жизни она не увеличила.

Я, кстати, в этом не уверена. Главное военно-политическое следствие ядерного противостояния - переход от мировых войн к мелким региональным. И людей в них погибает меньше, даже с учетом того, что илут они непрерывно. так что думаю все же, что и непосредственно увеличило.

55

n_y написал(а):

но все же не фундаметнальное, а прикладное. Фундаментальные тем и отличаются, что прикладных из них может быть много.

А фундаментальные и не могут увеличить никакой продолжительности. Да и вообще, фундаментальные исследования в непосредственном виде никакой пользы никому не приносят. Это только гениальные люди вроде некоторых инженеров и прочих людей, занимающихся приложениями все это претворяют в жизнь. И увеличивают продолжительность жизни тоже они. Речь идет, конечно, о том, что они делают непосредственным образом.

n_y написал(а):

Я, кстати, в этом не уверена.

Хиросима + Нагасаки, превед!

n_y написал(а):

Главное военно-политическое следствие ядерного противостояния - переход от мировых войн к мелким региональным.

Пятьдесят лет - это, конечно, замечательный отрезок для анализа, чтобы говорить, что что-то там куда-то перешло. Учитывая, что за всю историю было только две мировых войны. А также то, что однажды может начаться ядерная война - вот тебе и ядерное противостояние.

56

Уважаемая n_y!

Извиняюсь, а вы моё сообщение разве не заметили? Мне все-таки тяжело печатать на старости лет, очень обидно, когда труд пропадает зря.

57

Алексей Брониславович, простите великодушно, заметила, но не так оно просто для ответа, как остальное, а у меня дочка заболела что резко снизило мои возможности к сетевому общению. Так что прошу пока о таймауте.

58

n_y написал(а):

Алексей Брониславович, простите великодушно, заметила, но не так оно просто для ответа, как остальное, а у меня дочка заболела что резко снизило мои возможности к сетевому общению.

Ну что ж, пусть она выздоравливает. Буду ждать ответа.

59

n_y написал(а):

Обижаете, восемь с половиной

Кстати, не так уж мало.

n_y написал(а):

Фундаментальные тем и отличаются, что прикладных из них может быть много.

Или наоборот. Например, чисто инженерная заслуга - запуск спутника 4 октября 1957 года (кстати, сегодня 50 лет исполнилось). Зато какие перспективы для фундаментальной науки.

Вы поймите, в том варианте, который я здесь высказываю, нет никакой враждебности по отношению к фундаментальной науке как к явлению. Лишь один вопрос, который пока успешно игнорируется путем отсылания к лысенковщине, которая тут совершенно ни при чем. Почему наука не может развиваться нормальным и логичным путем? То есть - как только что-то понадобилось, исследовали это, сделали модели и применяйте. Почему наука идет столь окольными путями? Сначала исследуй то - непонятно что, а потом может еще пригодится кому. Для ученого-то это серьезная психологическая задача. Хотя, как правило, женщины на эту тему вообще не заморачиваются. Тут больше речь о мужчинах. Но тем не менее. Связи фундаментальных исследований с тем, собственно, ради чего они делаются, нет никакой. Это же просто форменный бардак. Если вдруг приходит человек, который смотрит на это свежими глазами и может что-то изменить в лучшую сторону, ученые, как правило, машут руками и говорят - да вы в нашем деле ничего не понимаете, куда вы лезете? Хотя сами ровным счетом ничего не понимают - что и зачем они делают. А если бы понимали - могли бы объяснить. Иначе говоря, кто ясно мыслит - тот ясно излагает.

60

NORG написал(а):

Вот интересно мне стало, в какой степени математика находит приложение в практической деятельности и других науках. Мне почему-то кажется, что в очень небольшой. А кто что думает по этому поводу?

Я тоже так думаю. Математика не очень нужная вещь вообще. По типу развлекаловки для мозгов, тока ведь и делом надо иногда заниматься!!!  ;)

n_y написал(а):

Строго говоря, в современном обществе материальным производством занята существеннно меньшая часть, даже если включить сюда первичную сферу услуг. Все остальное - формы перераспределения, решающие в основном социальные задачи: обществу полезнее, чтобы люди деньги получали как зарплату а не как пособие. На этом фоне вопрос об экономической целесообразности крайне дешевой математики (и теоретической физики с ней) совершенно неуместен. Она может принести и приносит пользу (в той доле, в какой приносит). Она может развиваться и развивается в той форме, в которой реально существует.

А вы поняли ваще чего сказали? Предложения типа "она существует, потому что она существует" не несут никакой смысловой нагрузки, вы не знали?  ;)

Вы можете ясно и четко сформулировать зачем нужна математика и какая в ней есть потребность насущная? Мне всегда казалось, что физики умеют четко формулировать, а не лить воду.

Все разговоры о пользе математики наивны. Вы знаете, какое государство было самое развитое во все времена? Римская империя!!! А римляне, как известно, математикой вообще не владели.


Вы здесь » РЕДУКТОР » Естественные науки » Математика и ее приложения